Муниципальное бюджетное дошкольное
образовательное учреждение детский сад № 5 «Колокольчик»
172332 г. Зубцов м – н Южный 28 E-mail: dsk4460@mail.ru
ПРИНЯТО:
на Педагогическом Совете
протокол № 1 от 30.08.2024 г.
УТВЕРЖДАЮ:
Заведующий МБДОУ
МБДОУ «Колокольчик» №5
О.В.Белоцерковская
приказ № 27 – ОД от 31.08. 2024 г.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«МУКАСОЛЬКА»
(тестопластика)
Направленность: художественно - эстетическая
Общий объем программы в часах: 36 часов
Возраст обучающихся: 5 - 7 лет
Срок реализации программы: 1 год
Автор: педагог дополнительного образования Макеева Е.В.
г. Зубцов
2024 г
Информационная карта программы
Дополнительная образовательная общеразвивающая
программа «Мукасолька»»
Художественно - эстетическая
Макеева Елена Владимировна
Наименование
программы
Направленность
Разработчик
программы
Общий объем часов по 36 часов (в год)
программе
Форма реализации
очная
Целевая категория
обучающихся
Обучающиеся в возрасте 4 - 7 лет
Аннотация
программы
Программа кружка детского творчества «Мукасолька»
имеет художественно-эстетическую направленность, основана
на интеграции задач познавательно-речевого и социальноличностного развития детей среднего дошкольного возраста (47 лет).
Освоение
отдельных
технических
приемов
тестопластики вполне доступно детям дошкольного возраста и
может внести определенную новизну в творчество детей, в
обогащение разнообразных способов декорирования, усиливая
художественную выразительность лепного изделия.
Тестопластика – осязаемый вид творчества. Потому что,
ребёнок не только видит то, что создал, но и трогает, берёт в
руки и по мере необходимости изменяет. Основным
инструментом в лепке является рука, следовательно, уровень
умения зависит от овладения собственными руками, от
моторики, которая развивается по мере работы с тестом.
Занятия тестопластикой оказывают сильное воздействие
на
эмоционально-волевую
сферу
детей,
развивают
усидчивость, художественный вкус, воображение и т.д..
Техника лепки богата и разнообразна, но при этом доступна
любому ребенку.
Планируемый
результат реализации
программы
Для каждого ребёнка конкретным показателем его успехов
являются:
Устойчивый интерес к тестопластике;
Возрастающий уровень его авторских работ;
Повышение уровня самостоятельности при выборе
материалов и способов успешной реализации замысла,
технических навыков и умений;
Желание участвовать в коллективных работах, в выставках
и т.д;
Оригинальность предлагаемых художественных решений;
Окрепшая моторика рук.
Ребенок способен:
самостоятельно выбирать и использовать необходимые
инструменты для работы;
изготовлять шаблоны, подбирать формочки для вырезания;
соединять детали разными способами в готовое изделие;
составлять композицию из отдельных элементов;
гармонично
сочетать
цвета,
соответствующие
изображаемым предметам и по собственному желанию;
аккуратно использовать материалы.;
соблюдать правила безопасной работы;
украшать интерьер помещения своими работами и др.
Содержание
1.
2.
3.
4.
5.
Пояснительная записка
Формы и методы обучения
Результативность
Тематический план и содержание программы
Список литературы
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В современном мире высоко ценятся изделия, выполненные своими руками.
Музыка, художественное слово, изобразительное искусство — источники особой детской
радости в дошкольном детстве. Ребенок открывает для себя волшебную силу искусства и
стремится выразить их в собственном «творческом продукте» через рисование, лепку.
Соленое тесто – чудесный материал для работы, пластичный, мягкий, интересный.
Оно очень хорошо подходит для занятий лепкой, как в домашних условиях, так и в
условиях современного детского сада.
Соленое тесто имеет ряд преимуществ перед пластилином. Оно более пластично, его
легко формовать, не пачкает руки. Изделия из соленого теста более долговечны, легко
раскрашиваются красками и фломастерами. Из соленого теста можно изготавливать как
плоские, так и объемные фигуры, они легко приклеиваются к бумаге, что позволяет
создавать красивые композиции и настенные панно. Кроме того, соленое тесто является
экологически чистым продуктом.
Использование соленого теста при изготовлении изделий получило название –
тестопластика.
Программа кружка детского творчества «Мукасолька» имеет художественноэстетическую направленность, основана на интеграции задач познавательно-речевого и
социально-личностного развития детей среднего дошкольного возраста (4-7 лет).
Освоение отдельных технических приемов тестопластики вполне доступно детям
дошкольного возраста и может внести определенную новизну в творчество детей, в
обогащение разнообразных способов декорирования, усиливая художественную
выразительность лепного изделия.
Тестопластика – осязаемый вид творчества. Потому что, ребёнок не только видит то,
что создал, но и трогает, берёт в руки и по мере необходимости изменяет. Основным
инструментом в лепке является рука, следовательно, уровень умения зависит от овладения
собственными руками, от моторики, которая развивается по мере работы с тестом.
Занятия тестопластикой оказывают сильное воздействие на эмоционально-волевую
сферу детей, развивают усидчивость, художественный вкус, воображение и т.д.. Техника
лепки богата и разнообразна, но при этом доступна любому ребенку.
Кроме того, лепка из соленого теста комплексно воздействуют на развитие ребёнка:
повышают сенсорную чувствительность, то есть способствуют тонкому
восприятию формы, фактуры, цвета, веса, пластики;
синхронизируют работу обеих рук;
развивают воображение, пространственное мышление, мелкую моторику рук;
формируют умение планировать работу по реализации замысла, предвидеть
результат и достигать его; при необходимости вносить коррективы в первоначальный
замысел;
способствуют формированию художественно-эстетического вкуса, умственных
способностей детей, расширяет их художественный кругозор;
позитивно влияют на процесс установления межличностных отношений.
Тестопластика доставляет детям огромное удовольствие. Особую радость им
доставляет изготовление украшений и подарков: украсить новогоднюю елку изделиями из
соленого теста, слепить и расписать подарки мамам и бабушкам в 8 Марта, сделать рамку
для фотографии и т.д.
Срок реализации программы - 3 учебных года, включает 36 занятий в год.
Занятие кружка детского творчества проводится 1 раз в неделю по 1 занятию (1
занятие по 20,25,30 мин, согласно требованиям СанПин), во вторую половину дня.
Занятия носят как коллективные, так и индивидуальные формы работы.
Актуальность данной программы состоит в том, что она приобщает детей к
искусству народных промыслов и формирует художественно- творческую активность
через создание учебных работ на основе приёмов и методов лепки.
Новизна данной программы:
- доступность теоретического и практического материала;
- небольшие материальные затраты;
- зримые результаты работ;
- использование игровых элементов.
ЦЕЛИ ПРОГРАММЫ
Данная программа подразумевает не только развитие фантазии детей, но и формирование
художественно – творческих способностей для дальнейшей самореализации
дошкольников.
ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
1. Создать благоприятную атмосферу, мотивацию для неформального общения
детей, увлеченных общим творческим делом, формирование творческой активности,
художественного вкуса;
2. Познакомить детей с историей возникновения тестопластики, технологией
создания объемных и рельефных работ.
3. Закрепить знания о композиции, основах цветоведения, способах и приемах
лепки (пластический, конструктивный, комбинированный; скатывание, раскатывание,
оттягивание, сглаживание, вдавливание, прижимание, примазывание).
4. Развивать мелкую моторику рук, воображение, мышление (логическое и
абстрактное), эстетическое восприятие
5. Знакомить с традициями народного искусства по лепке.
6. Воспитывать умение трудиться, добиваться получения желаемого результата,
умение довести начатое до конца, аккуратность.
7. Формировать у детей некоторые навыки учебной деятельности, умение слушать и
слышать поставленную взрослым задачу, удерживать ее в памяти, следить за показом
способов выполнения действий или самостоятельно находить их, выполнять работу
спокойно и в отведенное время.
МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ
1.Последовательное знакомство с различными видами лепки:
•
Конструктивный – является наиболее простым и заключается в том, что
изображаемый предмет лепят из отдельных частей. Его чаще использую на начальных
этапах обучения, когда у детей еще нет навыка лепки.
•
Пластический – изделие выполняют из целого куска. Здесь нужны хорошие навыки
работы, знания передаваемого предмета, его формы и пропорции, пространственное
представление.
•
Комбинированный – этот вид включает в себя как конструктивный, так и
пластический. Так выполняют изделия, которые трудно вылепить из одного куска.
2.Словесный метод:
•
•
•
•
беседа, рассказ;
объяснение, пояснение, анализ образца;
диалог, вопросы;
словесная инструкция;
3.Наглядный:
•
рассматривание наглядных пособий (картины, рисунки, фотографии, скульптурные
изделия);
•
показ образца изделия, презентация, показ видеоматериалов,
организация
выставок;
•
показ выполнения работы (частичный, полностью);
•
работа по технологическим картам.
4. Практические:
показ технологических приемов,
тренировочные упражнения, опыты;
самостоятельная творческая,
оформление интерьера помещения группы и ДОУ.
5. Интеграция тестопластики с другими видами деятельности детей:
математикой;
развитием речи;
художественной литературой.
УСЛОВИЯ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ ТЕСТОПЛАСТИКОЙ.
Занятия тестопластикой проводятся 1 раз в неделю, продолжительность занятий
20,25,30 минут. Число участников в группе от 1 до 20 человек.
ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ НА ЗАНЯТИЯХ ТЕСТОПЛАСТИКОЙ:
Правила формулируются в процессе совместного обсуждения с детьми таких
вопросов:
Для чего мы здесь собрались?
Что нужно сделать, чтобы всем было хорошо?
Когда рождается самая волшебная красивая картина? (в тишине)
Чтобы получилось задуманное, с каким чувством нужно лепить (приклеивать,
украшать и т.д.)? (с любовью, вниманием)
ФУНКЦИИ
• Развивающую – развитие всех психических функций (восприятия, внимания, мышления,
моторики
и
координации
движений
и
т.д.)
• Обучающую - расширение знаний и представлений о самом себе, других, окружающем
мире, раскрытие творческих способностей детей, умения видеть необычное в предмете
исследования.
• Коммуникативную - развитие умения позитивного общения и сотрудничества.
• Релаксационную - преобразование деструктивных форм энергии в социальноадаптивную форму деятельности, снятие психоэмоционального напряжения
• Воспитательную - развитие нравственных сторон личности ребенка, любви к труду,
процессу творчества и познания.
ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ДЕТЬМИ РАБОЧЕЙ
ПРОГРАММЫ.
Для каждого ребёнка конкретным показателем его успехов являются:
Устойчивый интерес к тестопластике;
Возрастающий уровень его авторских работ;
Повышение уровня самостоятельности при выборе материалов и способов успешной
реализации замысла, технических навыков и умений;
Желание участвовать в коллективных работах, в выставках и т.д;
Оригинальность предлагаемых художественных решений;
Окрепшая моторика рук.
Ребенок способен:
самостоятельно выбирать и использовать необходимые инструменты для работы;
изготовлять шаблоны, подбирать формочки для вырезания;
соединять детали разными способами в готовое изделие;
составлять композицию из отдельных элементов;
гармонично сочетать цвета, соответствующие изображаемым предметам и по
собственному желанию;
аккуратно использовать материалы.;
соблюдать правила безопасной работы;
украшать интерьер помещения своими работами и др.
МАТЕРИАЛЫ И ИНСТРУМЕНТЫ
солёное тесто;
пластиковые дощечки;
стеки;
скалки;
фартуки;
краски (гуашь, акрил)
кисти;
палитра
ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 4-5 лет (1й год обучения)
Цели
«Знакомство
с
материалом» приёмы лепки.
Свободная тема
Раскрашивание
красками
Познакомить детей с понятием «Тестопластика»; со всем необходимым
при работе с тестом + техника безопасности, экспериментирование с
тестом. Познакомить детей со способом изготовления теста.
Неделя
Месяц
Тема
1
2
3
«Плюшки
завитушки»
Ноябрь
Октябрь
4
«Осенние
фантазии»
2
Раскрашивание
красками
«Осенние
фантазии»
3
«Цветиксемицветик»
4
Раскрашивание
красками
«Цветикасемицветика»
«Снеговик»
2
3
Декабрь
Продолжать учить раскрашивать изделие из соленого теста красками,
которое было изготовлено на предыдущем занятии. Научить точно
Раскрашивание
красками
передавать задуманную идею при раскрашивании изделия, раскрыть
«Плюшек
- творческую фантазию детей в процессе работы.
завитушек»
1
1
4
Учить раскрашивать изделие из соленого теста красками, которое было
изготовлено на предыдущем занятии и тщательно высушено. Научить
точно передавать задуманную идею при раскрашивании изделия,
раскрыть творческую фантазию детей в процессе работы. Развить
гибкость пальцев рук при работе с кисточкой, научить видеть конечный
результат задуманной работы.
Научить использовать тесто для проявления творческих способностей
- детей, научить точно, передавать задуманную идею при выполнении
изделия, раскрыть творческую фантазию детей в процессе лепки, развить
гибкость пальцев рук, научить видеть конечный результат задуманной
работы.
«Волшебный
зимний лес»
Научить использовать тесто для проявления творческих способностей
детей. Знакомство с понятием «рельеф». Лепка рельефа на плоскости.
Знакомство с понятием «композиция». Просмотр иллюстраций «осенний
пейзаж»
Учить раскрашивать изделие из соленого теста красками, которое было
изготовлено на предыдущем занятии и тщательно высушено.
Формировать навыки аккуратности при раскрашивании готовых фигур.
Продолжать знакомить с гуашью. Научить точно передавать задуманную
идею при раскрашивании изделия.
Закрепление технических навыков и приемов лепки из теста. Лепить из
частей, деление куска на части, выдерживать соотношение пропорций по
величине, плотно соединяя их. Развивать мелкую моторику.
Учить раскрашивать изделие из соленого теста красками, которое было
изготовлено на предыдущем занятии и тщательно высушено.
Формировать навыки аккуратности при раскрашивании готовых фигур.
Развивать у детей эстетическое восприятие, чувство цвета.
Закреплять умение лепить нужную форму, расположение и величину
частей. Побуждать украшать изображение , используя краски и стеки.
Развивать эмоциональный отклик на готовое изделие.
Тестография - закреплять умение делать лепные изображения на
плоскости. Закрепление технических навыков и приемов лепки из теста.
Учить детей отражать впечатления, полученные при наблюдении зимней
природы.
«Новогодняя
Закрепление технических навыков и приемов лепки из теста. Лепить из
игрушка
- частей, деление куска на части, выдерживать соотношение пропорций по
Бычок»
величине, плотно соединяя их. Развивать мелкую моторику.
Учить раскрашивать изделие из соленого теста красками, которое было
Раскрашивание
изготовлено на предыдущем занятии и тщательно высушено.
красками
Формировать навыки аккуратности при раскрашивании готовых фигур.
«Бычка»
Январь
2
«Ёжик»
3
«Матрёшка»
4
Раскрашивание
красками
«Матрёшки»
1
«Петушок »
Тверская
игрушка
2
Раскрашивание
красками
«Петушок»
«Тортик»
Февраль
3
4
1
2
3
Март
4
1
2
Апрель
3
4
Развивать у детей эстетическое восприятие, чувство цвета.
Развивать у детей познавательный интерес к природе. Совершенствовать
умения детей расплющивать, сплющивать тесто, создавая изображение в
полу объёме. Развивать мелкую моторику. Формировать навыки
аккуратности при раскрашивании готовых фигур. Развивать творческое
воображение, связную речь при составлении рассказа о своей поделке.
Научить детей создавать форму вытягиванием деталей из общей массы.
Начинать знакомство с народно-прикладным искусством.
Учить раскрашивать изделие из соленого теста красками, которое было
изготовлено на предыдущем занятии и тщательно высушено.
Формировать навыки аккуратности при раскрашивании готовых фигур.
Развивать у детей эстетическое восприятие.
Начинать знакомить детей с декоративно-прикладным искусством.
Уточнить особенности Тверской игрушки. Научить детей создавать
форму вытягиванием деталей из общей массы.
Учить раскрашивать изделие из соленого теста красками, которое было
изготовлено на предыдущем занятии и тщательно высушено. Закреплять
знания об особенностях росписи Тверской игрушки.
Совершенствовать умения детей расплющивать, сплющивать тесто
создавая изображение в полуобъёме. Развивать мелкую моторику.
Развивать творческое воображение, связную речь при составлении
рассказа о своей поделке.
Раскрашивание
Учить раскрашивать изделие из соленого теста красками, которое было
изготовлено на предыдущем занятии и тщательно высушено.
красками
Формировать навыки аккуратности при раскрашивании готовых фигур.
«Тортика»
Развивать у детей эстетическое восприятие, чувство цвета.
Лепное панно «
Тестография - закреплять умение делать лепные изображения на
цветные узоры»
плоскости. Учить лепить на плоскости в технике «лепной барельеф».
Закрепление технических навыков и приемов лепки из теста. Начать
знакомство с понятием композиция. Учить создавать композицию из
отдельных деталей.
Раскрашивание
Учить раскрашивать изделие из соленого теста красками, которое было
красками
« изготовлено на предыдущем занятии и тщательно высушено.
цветные узоры»
Формировать навыки аккуратности при раскрашивании готовых фигур.
Развивать у детей эстетическое восприятие, чувство цвета.
«Курочка»
Продолжать знакомить детей с декоративно-прикладным искусством.
Тверская
Уточнить особенности Тверской игрушки. Научить детей создавать
игрушка
форму вытягиванием деталей из общей массы.
Раскрашивание
красками
«Курочки»
Учить раскрашивать изделие из соленого теста красками, которое было
изготовлено на предыдущем занятии и тщательно высушено. Закреплять
знания об особенностях росписи Тверской игрушки. Формировать навыки
аккуратности при раскрашивании готовых фигур.
«Ложка»
Продолжать знакомить детей с декоративно-прикладным искусством.
Городецкая
Уточнить особенности Городецкой игрушки. Научить детей создавать
роспись
плоскую форму по готовому шаблону применяя скалку для лепки.
Раскрашивание
Учить раскрашивать изделие из соленого теста красками, которое было
красками
« изготовлено на предыдущем занятии и тщательно высушено. Закреплять
Ложки»
знания об особенностях росписи Городецкой игрушки. Формировать
навыки аккуратности при раскрашивании готовых фигур.
«Уточка»
Продолжать знакомить детей с декоративно-прикладным искусством.
Городецкая
Уточнить особенности Городецкой игрушки. Научить детей создавать
игрушка
форму вытягиванием деталей из общей массы.
Раскрашивание
Учить раскрашивать изделие из соленого теста красками, которое было
красками
изготовлено на предыдущем занятии и тщательно высушено. Закреплять
«Уточки»
1
2
3
Май
4
знания об особенностях росписи Городецкой игрушки. Формировать
навыки аккуратности при раскрашивании готовых фигур.
«Котик»
- Закреплять умение делать лепные изображения на плоскости. Учить
рельефная лепка создавать композицию из отдельных деталей; использовать знания и
представления об особенностях внешнего вида котов; закреплять навыки,
полученные на занятиях по лепке; развивать эстетическое восприятие;
воспитывать любовь к природе, желание передать ее красоту в своем
творчестве.
Раскрашивание
Учить раскрашивать изделие из соленого теста красками, которое было
изготовлено на предыдущем занятии и тщательно высушено.
красками
Формировать навыки аккуратности при раскрашивании готовых фигур.
«Котика»
Развивать у детей эстетическое восприятие, чувство цвета. Научить точно
передавать задуманную идею при в раскрашивании изделия, раскрыть
творческую фантазию детей в процессе работы.
«Тарелка»
Продолжать знакомить детей с декоративно-прикладным искусством.
Хохломская
Уточнить особенности Хохломской росписи. Научить детей создавать
роспись
плоскую форму по готовому шаблону применяя скалку для лепки.
Раскрашивание
Учить раскрашивать изделие из соленого теста красками, которое было
красками
изготовлено на предыдущем занятии и тщательно высушено. Закреплять
знания об особенностях росписи Хохломской посуды. Формировать
«тарелки»
навыки аккуратности при раскрашивании готовых фигур.
Тема
Цели
1
«Пчёлка», «Сова» Свободная тема
2
Раскрашивание
красками
Продолжаем знакомить детей с понятием «Тестопластика»; со всем
необходимым при работе с тестом + техника безопасности,
экспериментирование с тестом. Учить лепить конструктивным способом,
соединять крупные и мелкие детали, выдерживать соотношение
пропорций по величине.
Учить раскрашивать изделие из соленого теста красками, которое было
изготовлено на предыдущем занятии и тщательно высушено. Научить
точно передавать задуманную идею при раскрашивании изделия,
раскрыть творческую фантазию детей в процессе работы. Развить
гибкость пальцев рук при работе с кисточкой, научить видеть конечный
результат задуманной работы.
Научить лепить грозди винограда из базовой формы «шар». Раскрыть
творческую фантазию детей в процессе лепки, развить гибкость пальцев
рук, научить видеть конечный результат задуманной работы.
Неделя
Месяц
ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 5-6лет (2 год обучения)
3
«Фруктовая
фантазия»
Раскрашивание
красками
«Фруктовой
фантазии»
1
«Мышиная
семейка»
2
Раскрашивание
Ноябрь
Октябрь
4
Продолжать учить раскрашивать изделие из соленого теста красками,
которое было изготовлено на предыдущем занятии. Научить точно
передавать задуманную идею при раскрашивании изделия, раскрыть
творческую фантазию детей в процессе работы.
Научить использовать тесто для проявления творческих способностей
детей, точно передавать задуманную идею. Учить лепить
конструктивным способом, соединять крупные и мелкие детали,
выдерживать соотношение пропорций по величине.
Учить раскрашивать изделие из соленого теста красками, которое было
красками
«Мышиной
семейки»
3
4
1
2
Декабрь
3
4
2
3
Январь
4
1
«Петушок »
Филимоновская
игрушка
Продолжать знакомить детей с декоративно-прикладным искусством.
Познакомить с особенностями лепки Филимоновской игрушки. Научить
детей создавать форму вытягиванием деталей из общей массы.
2
Раскрашивание
красками
«Петушка»
«Мишка»
Филимоновская
игрушка
Продолжать учить раскрашивать изделие из соленого теста красками,
которое было изготовлено на предыдущем занятии и тщательно
высушено. Учить детей особенностям росписи Филимовской игрушки.
Продолжать знакомить детей с декоративно-прикладным искусством.
Закреплять знания об особенностях лепки Филимоновской игрушки.
Учить детей создавать форму вытягиванием деталей из общей массы.
Раскрашивание
Продолжать учить раскрашивать изделие из соленого теста красками,
3
Февраль
изготовлено на предыдущем занятии и тщательно высушено.
Формировать навыки аккуратности при раскрашивании готовых фигур.
Продолжать знакомить с гуашью. Научить передавать задуманную идею
при раскрашивании изделия.
«Разделочная
Продолжать знакомить детей с декоративно-прикладным искусством.
Закреплять знания об особенностях Городецкой росписи. Учить детей
доска»
Городецкая роспись создавать плоскую форму по готовому шаблону применяя скалку для
лепки. Развивать мелкую моторику.
Раскрашивание
Продолжать учить раскрашивать изделие из соленого теста красками,
которое было изготовлено на предыдущем занятии и тщательно
красками
высушено. Закреплять знания об особенностях росписи Городецкой
«Разделочной
доски»
посуды. Формировать навыки аккуратности при раскрашивании готовых
фигур.
«Индюк»
Закреплять умение лепить нужную форму. Продолжать знакомить детей
Дымковская
с декоративно-прикладным искусством. Закреплять знания об
игрушка
особенностях Дымковской игрушки. Продолжать учить детей создавать
форму вытягиванием деталей из общей массы.
Раскрашивание
Продолжать учить раскрашивать изделие из соленого теста красками,
красками «Индюка» которое было изготовлено на предыдущем занятии и тщательно
высушено. Закреплять знания об особенностях росписи Дымковской
игрушки. Формировать навыки аккуратности при раскрашивании готовых
фигур.
Новогодняя
Закрепление технических навыков и приемов лепки из теста. Лепить из
игрушка,
символ частей, деление куска на части, выдерживать соотношение пропорций по
Нового
года
– величине, плотно соединяя их. Развивать мелкую моторику. Создание
«Тигр»
положительных эмоций.
Раскрашивание
Учить раскрашивать изделие из соленого теста красками, которое было
изготовлено на предыдущем занятии и тщательно высушено.
красками «Тигра»
Формировать навыки аккуратности при раскрашивании готовых фигур.
Развивать у детей эстетическое восприятие, чувство цвета.
«Лошадка»
Закреплять умение лепить нужную форму. Продолжать знакомить детей
Дымковская
с декоративно-прикладным искусством. Закреплять знания об
игрушка
особенностях Дымковской игрушки. Продолжать учить детей создавать
форму вытягиванием деталей из общей массы.
Раскрашивание
Продолжать учить раскрашивать изделие из соленого теста красками,
красками
которое было изготовлено на предыдущем занятии и тщательно
«Лошадки»
высушено. Закреплять знания об особенностях росписи Дымковской
игрушки. Формировать навыки аккуратности при раскрашивании готовых
фигур.
«Мы танцуем »
Учить передавать выразительное движение лепной фигурки на плоскости
в технике «лепной барельеф». Учить лепить конструктивным способом,
соединять крупные и мелкие детали, выдерживать соотношение
пропорций по величине.
4
красками «Мишки»
1
2
3
Март
4
1
2
Апрель
3
4
1
2
Раскрашивание
красками
«Матрёшки»
3
«Миска»
Хохломская
роспись
Раскрашивание
красками «миски»
4
Май
которое было изготовлено на предыдущем занятии и тщательно
высушено. Закреплять знания об особенностях росписи Филимовской
игрушки.
«Ваза с цветами»
Тестография - закреплять умение делать лепные изображения на
Лепное панно
плоскости. Учить лепить на плоскости в технике «лепной барельеф».
Закрепление технических навыков и приемов лепки из теста. Продолжать
знакомство с понятием композиция. Учить создавать композицию из
отдельных деталей.
Раскрашивание
Учить раскрашивать изделие из соленого теста красками, которое было
красками
« изготовлено на предыдущем занятии и тщательно высушено.
Вазы с цветами»
Формировать навыки аккуратности при раскрашивании готовых фигур.
Развивать у детей эстетическое восприятие, чувство цвета.
«Ложки»
Продолжать знакомить детей с декоративно-прикладным искусством.
Хохломская
Закреплять знания об особенностях Хохломской росписи. Продолжать
роспись
учить детей создавать плоскую форму по готовому шаблону применяя
скалку для лепки.
Раскрашивание
Учить раскрашивать изделие из соленого теста красками, которое было
изготовлено на предыдущем занятии и тщательно высушено. Закреплять
красками «Ложек»
знания об особенностях Хохломской росписи изделий. Формировать
навыки аккуратности при раскрашивании готовых фигур.
«Голубь»
Продолжать знакомить детей с декоративно-прикладным искусством.
Тверская игрушка
Закрепить знания об особенностях Тверской игрушки. Продолжать учить
детей создавать форму вытягиванием деталей из общей массы.
Раскрашивание
Учить раскрашивать изделие из соленого теста красками, которое было
красками
« изготовлено на предыдущем занятии и тщательно высушено. Закреплять
Голубя»
знания об особенностях росписи Тверской игрушки. Формировать навыки
аккуратности при раскрашивании готовых фигур.
«Пасхальное
Уметь формировать форму шара большого и малого. Знакомство с
яичко»
понятием «рельеф». Учить лепить рельеф на круглой форме.
Раскрашивание
Учить раскрашивать изделие из соленого теста красками, которое было
изготовлено на предыдущем занятии и тщательно высушено. Научить
красками
точно передавать задуманную идею при раскрашивании изделия,
«пасхальных яиц»
раскрыть творческую фантазию детей в процессе работы.
«Матрёшка»
Научить детей создавать форму вытягиванием детали из общей массы.
Семёновская
Продолжать знакомство с народно-прикладным искусством. Познакомить
роспись
детей с особенностями росписи Семёновской матрёшки .
Учить раскрашивать изделие из соленого теста красками, которое было
изготовлено на предыдущем занятии и тщательно высушено.
Познакомить детей с особенностями росписи Семёновской матрёшки.
Формировать навыки аккуратности при раскрашивании готовых фигур.
Продолжать знакомить детей с декоративно-прикладным искусством.
Закреплять знания об особенностях Хохломской росписи. Научить детей
создавать объёмную форму из целого куска теста.
Учить раскрашивать изделие из соленого теста красками, которое было
изготовлено на предыдущем занятии и тщательно высушено. Закреплять
знания об особенностях росписи Хохломской посуды. Формировать
навыки аккуратности при раскрашивании готовых фигур.
ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 6-7лет (3 год обучения)
Цели
Неделя
Месяц
Тема
О1
к
т
я
б
р 2
ь
«Лепка
замыслу»
по
Раскрашивание
красками
3
«Берёзка»
4
Раскрашивание
красками «Берёзки»
Н1
о
я
б
р
ь 2
«Кошачья
семейка»
рельефная лепка
Раскрашивание
красками
«Кошачьей
семейки»
3
«Поднос»
(Жостовская
роспись)
4
Раскрашивание
красками
«Подноса»
Д 1
е
к
а
б
р 2
ь
3
«Барынясударыня»
(Дымковская
игрушка)
Продолжаем знакомить детей с понятием «Тестопластика»; со всем
необходимым при работе с тестом + техника безопасности,
экспериментирование с тестом. Учить лепить конструктивным способом,
соединять крупные и мелкие детали, выдерживать соотношение
пропорций по величине. Передавать впечатления об окружающем мире.
Учить раскрашивать изделие из соленого теста красками, которое было
изготовлено на предыдущем занятии и тщательно высушено. Научить
точно передавать задуманную идею при раскрашивании изделия,
раскрыть творческую фантазию детей в процессе работы. Развить
гибкость пальцев рук при работе с кисточкой, научить видеть конечный
результат задуманной работы.
Закреплять знакомство с понятием «рельеф», лепить рельеф на
плоскости. Продолжать знакомство с понятием «композиция». Развить
гибкость пальцев рук, научить видеть конечный результат задуманной
работы. Просмотреть иллюстрации по теме «Осенний пейзаж»
Продолжать учить раскрашивать изделие из соленого теста красками,
которое было изготовлено на предыдущем занятии. Научить точно
передавать задуманную идею при раскрашивании изделия, раскрыть
творческую фантазию детей в процессе работы.
Закреплять умение делать лепные изображения на плоскости. Научить
- использовать тесто для проявления творческих способностей детей, точно
передавать задуманную идею. Учить лепить конструктивным способом,
соединять крупные и мелкие детали, выдерживать соотношение
пропорций по величине.
Учить раскрашивать изделие из соленого теста красками, которое было
изготовлено на предыдущем занятии и тщательно высушено.
Формировать навыки аккуратности при раскрашивании готовых фигур.
Продолжать знакомить с гуашью. Научить передавать задуманную идею
при раскрашивании изделия.
Продолжать знакомить детей с декоративно-прикладным искусством.
Познакомить детей с особенностями Жостовской росписи. Учить детей
создавать плоскую форму по готовому шаблону применяя скалку для
лепки. Развивать мелкую моторику.
Продолжать учить раскрашивать изделие из соленого теста красками,
которое было изготовлено на предыдущем занятии и тщательно
высушено. Учить особенностям росписи Жостовских подносов.
Формировать навыки аккуратности при раскрашивании готовых фигур.
Закреплять умение лепить нужную форму. Продолжать знакомить детей
с декоративно-прикладным искусством. Учить лепить по мотивам
Дымковской игрушки. Узнать особенности лепки народной игрушки.
Раскрашивание
красками «Барынисударыни»
Продолжать учить раскрашивать изделие из соленого теста красками,
которое было изготовлено на предыдущем занятии и тщательно
высушено. Закреплять знания об особенностях росписи Дымковской
игрушки. Формировать навыки аккуратности при раскрашивании готовых
фигур.
Новогодняя
Закрепление технических навыков и приемов лепки из теста. Лепить из
игрушка,
символ частей, деление куска на части, выдерживать соотношение пропорций по
Нового
года
– величине, плотно соединяя их. Развивать мелкую моторику. Создание
4
«Кролик»
Раскрашивание
красками
«Кролика»
Я 2
н
в
а
р
ь 3
«Зимнее панно»
4
Раскрашивание
красками
«подноса»
Ф1
е
в
р 2
а
л
ь
3
4
М1
а
р
т
2
3
4
А1
п
р
е
л 2
«Поднос»
Гжельская посуда
«Чайник»
Гжельская посуда
Раскрашивание
красками
«Чайника»
«Лошадка»
Городецкая
игрушка
положительных эмоций.
Учить раскрашивать изделие из соленого теста красками, которое было
изготовлено на предыдущем занятии и тщательно высушено.
Формировать навыки аккуратности при раскрашивании готовых фигур.
Развивать у детей эстетическое восприятие, чувство цвета.
Тестография - закреплять умение делать лепные изображения на
плоскости. Продолжать учить лепить на плоскости в технике «лепной
барельеф». Закрепление технических навыков и приемов лепки из теста.
Учить детей отражать впечатления, полученные при наблюдении зимней
природы.
Продолжать знакомить детей с декоративно-прикладным искусством.
Познакомить детей с особенностями Гжельской посуды. Научить детей
создавать плоскую форму по готовому шаблону применяя скалку для
лепки.
Учить раскрашивать изделие из соленого теста красками, которое было
изготовлено на предыдущем занятии и тщательно высушено.
Познакомить детей с особенностями Гжельской росписи. Формировать
навыки аккуратности при раскрашивании готовых фигур.
Продолжать знакомить детей с декоративно-прикладным искусством.
Познакомить с особенностями лепки Гжельской посуды. Научить детей
создавать форму из общей массы.
Продолжать учить раскрашивать изделие из соленого теста красками,
которое было изготовлено на предыдущем занятии и тщательно
высушено. Продолжать учить детей особенностям росписи Гжельской
посуды.
Продолжать знакомить детей с декоративно-прикладным искусством.
Учить особенностям лепки Городецкой лошадки. Учить детей создавать
форму вытягиванием деталей из общей массы.
Раскрашивание
красками
«Лошадки»
Продолжать учить раскрашивать изделие из соленого теста красками,
которое было изготовлено на предыдущем занятии и тщательно
высушено. Закреплять знания об особенностях росписи Городецкой
игрушки.
«Цветочная ваза»
Тестография - закреплять умение делать лепные изображения на
плоскости. Учить лепить на плоскости в технике «лепной барельеф».
Лепное панно
Учить лепке вазы в технике из «жгута». Продолжать знакомство с
понятием композиция. Учить создавать композицию из отдельных
деталей.
Раскрашивание
Учить раскрашивать изделие из соленого теста красками, которое было
красками
« изготовлено на предыдущем занятии и тщательно высушено.
Цветочной вазы»
Формировать навыки аккуратности при раскрашивании готовых фигур.
Развивать у детей эстетическое восприятие, чувство цвета.
«Уточка-пиалка»
Продолжать знакомить детей с декоративно-прикладным искусством.
Хохломская
Закреплять знания об особенностях Хохломской росписи. Продолжать
роспись
учить детей создавать форму из общей массы.
Раскрашивание
красками
«Уточки-пиалки»
«Загадочная
барыня»
Филимоновская
игрушка
Раскрашивание
Учить раскрашивать изделие из соленого теста красками, которое было
изготовлено на предыдущем занятии и тщательно высушено. Закреплять
знания об особенностях Хохломской росписи изделий. Формировать
навыки аккуратности при раскрашивании готовых фигур.
Закреплять умение лепить нужную форму. Продолжать знакомить детей
с декоративно-прикладным искусством. Учить лепить по мотивам
Филимоновской игрушки. Узнать особенности лепки народной игрушки.
Учить раскрашивать изделие из соленого теста красками, которое было
ь
красками
«Барыни»
3
4
«Матрёшка»
ПолховМайданская
роспись
Раскрашивание
красками
«Матрёшки»
М1
а
й
«Весенний пейзаж»
2
Раскрашивание
красками
«Весеннего
пейзажа»
«Моя
любимая
сказка»
3
4
Раскрашивание
красками «сказки»
изготовлено на предыдущем занятии и тщательно высушено. Закреплять
знания об особенностях росписи Филимоновской игрушки. Формировать
навыки аккуратности при раскрашивании готовых фигур.
Продолжать учить детей создавать форму вытягиванием детали из
общей массы. Продолжать знакомство с народно-прикладным
искусством. Познакомить детей с особенностями росписи ПолховМайданской матрёшки.
Учить раскрашивать изделие из соленого теста красками, которое было
изготовлено на предыдущем занятии и тщательно высушено.
Познакомить детей с особенностями росписи Полхов-Майданской
матрёшки. Формировать навыки аккуратности при раскрашивании
готовых фигур.
Продолжать учить лепки рельефа на плоскости. Продолжать знакомство с
понятием «композиция». Просмотреть иллюстрации по теме: весенний
пейзаж. Учить детей отражать впечатления, полученные при наблюдении
зимней природы.
Учить раскрашивать изделие из соленого теста красками, которое было
изготовлено на предыдущем занятии и тщательно высушено. Продолжать
учить точно передавать задуманную идею при раскрашивании изделия,
раскрыть творческую фантазию детей в процессе работы.
Учить самостоятельно выбирать сюжет сказки. Уметь создать
композицию, передавая знакомый сюжет. Самостоятельно выбирать
способ лепки для передачи характерных особенностей сказочных героев.
Учить раскрашивать изделие из соленого теста красками, которое было
изготовлено на предыдущем занятии и тщательно высушено. Продолжать
учить точно передавать задуманную идею при раскрашивании изделия,
раскрыть творческую фантазию детей в процессе работы. Формировать
навыки аккуратности при раскрашивании героев.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Рубцова Е.В. Фантазии из соленого теста, 2008..
Хананова И.. Соленое тесто, 2007 г.,
Зимина Н.В. Шедевры из соленого теста.- М.ООО ТД Издательство «Мир книги».
Комарова Т.С. Детское художественное творчество. Методическое пособие для
воспитателей и педагогов. – М.: Мозаика – Синтез, 2013 г.
5. Лыкова И.А. Лепим, фантазируем, играем. Книга для занятий с детьми дошкольного
возраста. М.:ТЦ «Сфера», 2000.
6. Горяева Н.А. Маленький художник – Издательство «Просвещение» 2011.
7. Федотов Г. А. Послушная глина –
8. Грибовская А.А. Детям о народном искусстве – Радуга
9. Крупин Владимир Дымка – Издательство «Малыш» 1987.
10. Русская матрёшка 5-7 лет – Издательство «Малыш» 1987.
11.Сурьянинова Н. Синии цветы Гжели - Издательство «Малыш» 1987.
1.
2.
3.
4.
Мониторинг реализации рабочей программы кружка
Цель: определить степень достижения планируемых результатов рабочей
программы и уровень развития художественно-творческих способностей ребенка.
Мониторинг основывается на анализе достижения детьми промежуточных
результатов, которые описаны в рабочей программе. Мониторинг проводится 1 раз в год.
Диагностика уровня художественно-творческого развития детей дошкольного
возраста базируется на требованиях «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.
Вераксы, Т.С. Комаровой, М. А. Васильевой и позволяет выявить качественный и
количественный уровни усвоения материала, что дает возможность наглядно увидеть
слабые стороны в усвоении рабочей программы каждым ребенком и, соответственно,
целенаправленно и продуктивно организовать творческую деятельность.
С помощью средств мониторинга образовательного процесса можно оценить
степень продвижения дошкольника в рабочей программе
Для текущего оценивания используются субъективные методы: наблюдение,
самооценку, самоанализ и объективизированные методы, основанные на анализе устных
ответов, процесс творческой деятельности, анализ продуктов детской деятельности.
В качестве критериев оценки были выделены:
1.
Проявление интереса к тестопластике.
2.
Самостоятельности при реализации замысла
3.
Составляет композицию из отдельных элементов.
4.
Оригинальность предлагаемых художественных решений.
5.
Гармоничность в сочетании цвета.
6.
Сформированность технических навыков при создании лепного изделия.
7.
Аккуратность при работе с материалами и инструментами для лепки
Соответственно были обозначены следующие уровни:
Низкий уровень (1 балл).
Эпизодически проявляет интерес к тестоплатике. При реализации замыла просит
взрослого о помощи. Композиция лепного изделия проста по форме и количеству
элементов. Не присутствует творческое решение замысла. Технические навыки слабо
сформированы. Работа не отличается аккуратностью. Рабочее место и инструменты
приводит в порядок после индивидуально адресованного указания.
Средний уровень (2 балла).
Проявляет неустойчивый интерес к работе с соленым тестом. Стремится к проявлению
самостоятельности при реализации замысла, но требует утвердительного одобрения
взрослого. Ребенок способен самостоятельно составить композицию из отдельных
элементов, но не всегда подбирает гармоничные цвета при придании художественного
образа лепному изделию. Технические навыки сформированы по возрасту. Проявляет
аккуратность при работе с материалами, но не приводит в порядок рабочие инструменты.
Высокий уровень (3 балла).
Ребенок проявляет устойчивый интерес к тестоплатике. Проявляет самостоятельность и
творчество при реализации замысла. Составляет разнообразные композиции с большим
количеством дополнительных элементов. Использует дополнительные материалы в
декорировании изделия. Имеет четкие представления о сочетании цвета и применяет их
при реализации художественного решения. Технические навыки при работе с
материалами и инструментами сформированы в полном объеме. Работа и рабочее место
отличается аккуратностью. Инструменты после работы приводит в порядок.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Антипова М.А. Соленое тесто. – Ростов н/Д.: ИД. Владис, 2008.
2. Рубцова Е.В. Фантазии из соленого теста, 2008..
3. Хананова И.. Соленое тесто, 2007 г.,
4. Зимина Н.В. Шедевры из соленого теста.- М.ООО ТД Издательство «Мир книги».
5. Комарова Т.С. Детское художественное творчество. Методическое пособие для воспитателей и
педагогов. – М.: Мозаика – Синтез, 2013 г.
6. Лыкова И.А. Лепим, фантазируем, играем. Книга для занятий с детьми дошкольного возраста.
М.:ТЦ «Сфера», 2000.